Программа развития
УТВЕРЖДЕНА
на Совете школы
«_30 »_августа 2010г
Директор школы__С.Н.
Острикова____________
Программа
развития.
МОУ
Подгоренская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Подгоренского
муниципального района Воронежской области.
Срок реализации 2010-2015 гг.
Содержание:
Введение.
Раздел
I. Информационная справка о школе.
Раздел
II. Концепция развития школы.
Раздел
III. Цели, задачи программы.
Раздел
IV. Направления реализации программы и ожидаемые результаты.
Раздел
V. Финансовое обеспечение программы.
Раздел
VI. Система мероприятий по реализации программы.
Введение
Вечерняя школа всегда осуществляла компенсаторные и адаптивные
образовательно-воспитательные функции, хотя и считалась подсистемой
непрерывного образования взрослых.
Эти функции остаются у нее и сейчас, но к ним добавляются и новые. Изменились
функции вечерней школы и в связи с перестройкой массовой школы. К нам приходит
немало ребят оттуда.
Причины разные. Но главная — социальное неблагополучие последнего десятилетия.
Оно больнее всего отразилось на подростках. Резко изменилось у них и отношение к
своим школьным обязанностям. Причем неуспеваемость и конфликтность — всего лишь
внешнее проявление серьезной нравственной деградации личности, которое
выражается в ослаблении познавательных интересов и учебной мотивации, развитии
безответственности и стремления к примитивным формам удовольствия, в утрате
моральных ориентиров. В итоге возникшие личностные деформации воспроизводятся и
даже усиливаются. Так постепенно складывается тип «трудного» подростка.
По сути, наша школа стала открыта для всех, как бы у кого из этих подростков не
сложилась судьба. Практически принимаем всех желающих с 15 лет или по
направлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)
Подгоренского муниципального района Воронежской области, возрастной предел не
ограничен . А это неизбежно приводит к тому, что наш контингент несет в
себе проблемы всего нынешнего российского общества.
Привлекает их у нас доброжелательность, искренняя человеческая забота и
внимание к каждому. Им по душе дифференцированный подход в обучении. Важно, что
наша школа сумела объединить все лучшее, что появилось на практике в системе
вечернего образования
Изучив
возможности нашей школы, мы пришли к выводу, что для нас наиболее реальный путь
дальнейшего развития – постепенный переход к адаптивной школе.
Раздел I
Информационная справка о
школе
1. Качественная
характеристика
МОУ Подгоренская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Воронежской области (школа рабочей молодежи) открыта 1 сентября 1959 года .
В 2010-2011 учебном году в школе обучается 89 человек. Скомплектовано 6
заочных групп и 11 учащихся (7 и 8 кл.) занимаются по индивидуальному
расписанию. С 01.09.2010 г. школа не имеет учебно-консультационных групп (УКГ),
которые работали на базе дневных школ Подгоренского муниципального района. Все
учащиеся из УКГ обучаются в центральной школе по заочной форме обучения.
Заочные группы занимаются 3 дня в неделю. Занятия спаренные, состоящие из двух
уроков. Продолжительность урока – 40 минут.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
2.
Характеристика педагогического коллектива
Всего педагогов
в школе – 6.
А) по уровню образования:
Все имеют высшее
педагогическое образование.
Б) по стажу работы
11-20 лет |
21-30 лет |
Свыше 30 лет |
1 |
3 |
2 |
В) по
квалификационным категориям:
Работники с высшей категорией |
С 1 квалификационной категорией |
Со 2 квалификационной категорией |
1 |
4 |
1 |
г) обеспеченность кадрами:
кадрами обеспечены.
В школе
работают следующие методические объединения:
·
Методическое
объединение гуманитарного цикла (русский язык, литература, история).
·
Методическое
объединение учителей естественно-математического цикла (химия, география,
биология, физика, математика).
·
Методическое
объединение классных руководителей.
3. Особенности управления
школой
Административное управление осуществляет директор школы и его заместитель.
Основной
функцией директора школы является координация усилий всех участников
образовательного процесса через педагогический совет.
Заместитель
директора реализует прежде всего оперативное управление образовательным
процессом и осуществляет информационно-аналитическую,
организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную функции.
Организационная структура
управления школой
Педсовет
Управляющий совет
|
Учителя-предметники
Классные руководители
|
4. Социальная среда школы
Социокультурная ситуация: рядом со школой находятся Подгоренская
школа искусств, Детский Дом Юношества.
Социокультурная ситуация в посёлке и в районе непосредственным образом
сказывается на контингенте учащихся школы. Педагогическому коллективу необходимо
хорошо знать состояние не только предметной среды в ближайшем окружении школы,
но и в районе, а также семей учащихся и их ближайшее окружение. Администрации
школы невозможно педагогически правильно организовать руководство школой,
планировать ее деятельность без своевременного и точного прогноза, основанного
на анализе процессов, происходящих в школьном социуме. От этого зависит и модель
деятельности школы, и задачи, которые она должна решать на данном этапе, в
ближайшем будущем и в перспективе.
Социальный паспорт школы
№
п/п
|
Категория
|
2008-2009
уч. год
|
2009– 2010
уч. год
|
2010 – 2011 уч. год
|
1
|
Всего учащихся
|
185
|
161
|
89
|
2
|
Неполные семьи
|
17
|
23
|
15
|
3
|
Многодетные семьи
|
6
|
10
|
11
|
4
|
Замужем (женаты)
|
22
|
23
|
18
|
5
|
Малообеспеченные семьи
|
85
|
87
|
45
|
6
|
Ученицы – матери - одиночки
|
7
|
6
|
4
|
7
|
Проживающие с отчимом
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Проживающие с бабушкой
(дедушкой), но есть родители
|
-
|
-
|
-
|
9
|
Опекаемые
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Сироты
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Неблагополучные семьи
|
-
|
-
|
-
|
12
|
Родители - инвалиды
|
-
|
-
|
-
|
13
|
Дети - инвалиды
|
-
|
-
|
-
|
14
|
Состоящие на учете в ПДН
|
7
|
6
|
4
|
15
|
Пришедшие по решению КДН и ЗП
|
5
|
4
|
3
|
16
|
Состоящие на учете у нарколога
|
-
|
-
|
-
|
17
|
Сняты с учета ПДН
|
6
|
3
|
2
|
18
|
Досрочно снята судимость
|
3
|
1
|
1
|
19
|
Условно осужденные
|
3
|
3
|
2
|
5. Основные показатели работы
школы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Кол-во уч-ся в школе
|
185
|
161
|
89
|
Кол-во заочных групп
|
7
|
7
|
6
|
Абсолютная успеваемость, %
|
64
|
61
|
|
Качественная успеваемость, %
|
2,6
|
2
|
|
6. Характеристика школьной
внеурочной работы
Предметные тематические
декады (организуют методические объединения
В плане организации декад
проводятся читательские и ученические конференции, интеллектуальные игры,
викторины, конкурсы рисунков, стихов.
Тематические месячники: в
сценариях месячников – конкурсы рисунков, стихов; викторины, кроссворды).
Торжественные линейки
Тематические классные часы
Индивидуально-воспитательная
работа (проводят классные руководители, работа отражается в дневниках классного
руководителя)
7. Традиции школы
Общешкольные массовые
мероприятия отличаются своей стабильностью. В школе сложились свои традиции, в
соответствии с которыми планируются и проводятся мероприятия.
·
сентябрь- День
знаний
·
октябрь- Праздник
осени
·
ноябрь – Декада
здоровья
·
декабрь - Новый
год
·
февраль –
Месячник гражданственности и патриотизма
·
март – Весеннее
настроение
·
апрель – Развитие
космонавтики
·
май – Последний
звонок
·
июнь – Выпускной
вечер
Все мероприятия носят
развлекательно - познавательный характер, их основная цель отдохнуть от
общеобразовательного процесса, пообщаться со сверстниками, приобрести новых
друзей.
8.
Документы, лежащие в основе разработки программы развития:
- Закон РФ «Об образовании».
- Программа развития
образования Воронежской области.
Программа не
является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации,
предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых
реальностей образовательного процесса.
Раздел
II
Концепция
развития школы
1. Наше видение миссии школы
Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия
развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех учащихся:
одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом различий их склонностей
и способностей.
Школа
стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с
индивидуальными особенностями. С другой стороны – гибко реагировать на
социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности
школы призвана стать адаптация подростков и юношества к быстро меняющейся жизни,
сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических
обстоятельствах жизни.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и
апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых
целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию
личностно-ориентированного образования, дифференциацию и индивидуализацию
обучения.
Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе,
направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.
При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение
знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство
образования.
Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся,
надо установить те условия и факторы, которые определяет процесс формирования
личности человека. Этими условиями и факторами являются:
природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных
способностей и черт характера.
Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни,
воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и
таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном
воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются.
Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого подростка силы
воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и
в окружающей среде.
особенности семьи и ее отношение к подростку.
Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение
преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к
тому, что значительное число подростков не получают разумного семейного
воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это
одна из важнейших задач школы в современных условиях.
социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая,
которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание
общественного мнения, шкала ценностей, господствующих взглядов.
воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.
От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная
среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых,
решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем
для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную
концепцию образования.
Система
личностно-ориентированного образования в адаптивной школе
должна состоять из следующих
подсистем
Система
личностно-ориентированного
образования
|
1. Психолого-педагогическое
сопровождение развития ученика.
|
Психологическая служба
|
2. Классно-урочные занятия.
|
Программа образования
|
3. Занятия по выбору учащихся
(факультативы).
|
4. Самообразование.
|
5. Внеурочная работа школы.
|
Программа воспитания
|
6. Общешкольное ученическое
соуправление.
|
7. Трудовая деятельность
учащихся.
|
Социальная служба
|
8. Сохранение и укрепление
здоровья школьников, социальная
адаптация подростка.
|
2. Основополагающие идеи
организации жизнедеятельности школы
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны
не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной
жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и
духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в
качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в
жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу обществу.
Исходя
из этого, школа ставит перед собой следующие цели:
-
отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей
меняющимся социальным и педагогическим условиям;
-
обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на
образование;
-
создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами
личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
-
обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе,
обеспечение условий защищенности каждого его члена.
-
совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и
учреждениями посёлка;
-
совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и
взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
-
совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье
сберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к
своему здоровью;
-
более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более
оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает
следующие принципы:
-
гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию
учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и
ученического коллективов;
-
преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое
развитие и обогащение.
Воспитательная работа в школе реализуется через:
-
коллективные творческие дела;
-
ученическое самоуправление;
-
школьные традиции;
-
реализацию воспитательных возможностей урока;
-
использование биографий учёных, писателей, исторических деятелей, деятелей
культуры и искусства (эпизоды, имеющие воспитательное значение);
-
использование материала о народных традициях, русском патриотизме, приоритетах
России в областях науки и культуры;
-
эстетическое воздействие на учащихся с помощью использования репродукций картин
знаменитых художников, фотографий памятников зодчества, музыкальных
произведений, фонозаписей выступлений выдающихся артистов-чтецов, певцов;
-
профессиональная ориентация через рассказ о предприятиях и учреждениях посёлка и
области, связанных с изучаемыми на уроке знаниями, об учебных учреждениях, где
можно получить соответствующую профессию.
Система
оздоровительной работы школы
Самое главное для человека – это его здоровье. А здоровье молодёжи с каждым
годом становится все хуже. Поэтому школа вынуждена обратить самое серьезное
внимание на здоровье детей.
Направления оздоровительной работы:
-
учебно-воспитательный процесс и вопросы здоровья.
-
санитарно-гигиенический режим.
Структура
управления
Реализация целей и принципов управления школой осуществляется четырьмя
взаимосвязанными звеньями:
-
административно-управленческим аппаратом;
-
финансово-хозяйственного обеспечения.
-
методической службой школы;
-
коллегиальными органами управления.
Административно-управленческий
аппарат возглавляет директор школы и состоит из
-
заместителя директора по организации учебно-воспитательного процесса;
Система управления развитием школы.
Задачи
управления:
1.
Обеспечение стабильного нормативного функционирования школы как
государственного образовательного учреждения.
2.
Обеспечение научно обоснованного содержания образовательного процесса.
3.
Регулирование отношений в системе педагогической и учебной деятельности в
условиях одновременного сосуществования процессов функционирования и развития.
Принципы
управления:
1.
Принцип единства, коллегиальности и единоначалия в разработке и оценке
управленческих решений.
2.
Принцип оптимального соотношения централизации и автономии в определении
ответственности за исполнение решений по школе
3.
Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Коллегиальные органы управления представлены педагогическим советом и
Управляющим Советом школы. В школе нет социального педагога и
педагога-психолога.
Раздел
III
Цели, задачи программы
Главной целью
программы является развитие системы образования в школе в интересах формирования
функционально грамотной, социально активной, творческой личности.
В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи:
-
совершенствование системы образования, ее организационных форм, методов и
технологий;
- усиление
воспитательной функции образования, направленной на формирование
гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам
человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе;
- совершенствование
нормативной, правовой базы;
- мониторинг состояния
системы образования;
- обеспечение системы
образования школы финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.
Программа
реализуется в 2010-2015 годах и предусматривает обеспечение нормального
функционирования и устойчивого развития системы образования школы.
Раздел IV
Направления реализации программы и ожидаемые результаты
Основными
направлениями развития школы являются:
- общее
образование;
- воспитательная
работа;
- оздоровительная
работа;
- кадры;
-
материально-техническая база;
Общее
образование
Направления развития общего
образования:
- совершенствование
педагогических технологий
- обеспечение преемственности между основным и полным (средним)
общим образовании;
- обеспечение
общего образования молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
- качественное
обновление содержания образования;
- повышение
качества знаний учащихся.
Воспитательная работа
Направления развития:
- развитие
воспитательной системы школы;
- расширение
сферы деятельности.
Ожидаемые результаты:
- формирование
творческой, социально активной личности.
Оздоровительная работа
Направления оздоровительной
работы:
- сохранение здоровья
учащихся на протяжении всего обучения в школе;
- воспитание у
учащихся потребности заботиться о своем здоровье и окружающих;
- содействие
физическому воспитанию (используя информацию о различных видах спорта и
физкультурного движения, о роли физических упражнений для формирования организма
подростка и юноши), пропаганда здорового образа жизни (используя информацию о
вреде алкоголя, курения, наркотических веществ, о правильном режиме труда,
отдыха и питания), профилактика утомляемости (включая подвижные элементы
организации учебной деятельности).
Ожидаемые результаты:
- сокращение острой
заболеваемости у учащихся;
- сокращение
количества заболеваний опорно-двигательного аппарата, патологии зрения;
- увеличение
количества подростков, занимающихся спортом;
- воспитание у
учащихся потребности заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Кадры
Направления развития:
- повышение
профессионального мастерства через курсовую подготовку и самообразование и т.д.
- аттестация.
Ожидаемые результаты:
- рост
профессионального мастерства;
- увеличение
количества аттестованных работников.
Материально-техническая база
Направления развития:
- сохранение МТБ;
- приобретение
компьютерной техники;
- приобретение
учебной мебели;
- приобретение
средств наглядности, технических средств обучения;
Ожидаемые результаты:
Современно оборудованная
школа
Раздел V
Финансовое обеспечение
программы
Для реализации Программы необходимо финансирование школы в полном объеме из
бюджетов Подгоренского муниципального района и Воронежской области, внебюджетное
финансирование.
Система мероприятий по
реализации программы:
- Финансирование школы по
всем статьям расходов в полном объеме.
- Приобретение
компьютерной техники.
- Организация
образовательного и воспитательного процесса на современно методическом и
техническом уровне.
- Высокий уровень
профессионального мастерства педагогов.
- Современное медицинское
обслуживание учащихся и сотрудников.
Этапы
реализации программы
·
1-й этап –
подготовительный (2010 - 2011 учебный год)
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и
коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом
личностно значимой модели образования.
Изучение
современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение
стратегии и тактики деятельности.
·
2-й этап –
практический (2011 - 2014 гг.)
Апробация и
использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных
технологий, приемов, методов воспитания подростков, педагогической поддержки
личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных
особенностей.
Осуществление
опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных
систем групп.
Моделирование
системы ученического самоуправления.
·
3-й этап –
обобщающий (2014 - 2015 гг.)
Обработка и
интерпретация данных за 5 лет.
Соотношение
результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение
перспектив и путей дальнейшего развития школы.